Фиксация правонарушений в сфере дорожного движения в автоматическом режиме: версия 2.0

размещено в: Автолюбителям | 0
видео фиксация нарушений пдд в Украине
видео фиксация нарушений пдд в Украине

«Ах, я чем виноват?»- «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Басня Крылова «Волк и Ягненок»

14.07.2015 г. был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Большинство положений этого закона вступят в силу с 06.11.2015 года, то есть со дня вступления в силу Закона Украины «О Национальной полиции».

Данным законом, кроме прочих новшеств, была снова введена административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме (с помощью технических средств, позволяющих осуществлять фотосъемку или видеозапись).

Это уже вторая попытка за последние пять лет ввести систему автоматической фото и видео-, фиксации правонарушений правил дорожного движения на дороге.

Предыдущая попытка не увенчалась успехом и, в конце концов, систему автоматической фиксации правонарушений на дороге признали неконституционной и ее положения утратили силу.

Итак, по порядку. Что поменялось?

Первое. «Письма счастья» возвращаются.

Как было уже сказано, введена административная ответственность за правонарушения  зафиксированные в автоматическом режиме и «письма счастья».

Самые спорные вопросы и горячие обсуждения снова вызовут именно эти нововведения.

Фактически ответственность перекладывается с водителя на собственника автомобиля, поскольку административную ответственность за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, будут нести юридические и физические лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, законодателю неважно, кто фактически управлял транспортным средством и совершил правонарушение. За тобой зарегистрирован транспорт, значит, ты и отвечай.

Многие, изучавшие данный закон скажут, так в ст. 14-2 КУоАП, закреплено, что физическое лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, освобождается от ответственности, если транспортное средство, его номерной знак выбыли из владения собственника вследствие противоправных действий других лиц, или на момент совершения правонарушения таким транспортным средством управляла другое лицо.

Также, собственник освобождается от ответственности, в случае если право владения и пользования транспортным средством было передано другому лицу по договору найма (аренды), лизинга, проката или на ином основании в соответствии с законом или договором. Тогда административную ответственность несет лицо, которое владеет и пользуется таким транспортным средством.

Это действительно так. Однако, в законе «забыли» прописать механизм реализации этого положения.

Так, ст. 279-3 КУпАП предусматривает, что владелец транспортного средства освобождается от административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, в случае если в течение 14 дней с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме /а теперь внимание/ ЛИЦО, КОТОРОЕ ФАКТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЛО транспортным средством на момент совершения указанного правонарушения, ОБРАТИТЬСЯ ЛИЧНО или с помощью средств телекоммуникационной связи в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, уполномоченному подразделения Национальной полиции с соответствующим ЗАЯВЛЕНИМ О ПРИЗНАНИИ УКАЗАННОГО ФАКТА административного правонарушения и СОГЛАСИЯ на привлечение к административной ответственности.

Вериться с трудом, что лицо, которое совершило административное правонарушение, добровольно будет совершать эти действия. Ох и придется собственникам намучиться… Вот еще один аргумент продавать автомобиль легально, а не по какой-то доверенности.

Кроме того, более оснований для освобождения собственника от административной ответственности, как-то передача права владения и пользования транспортным средством другому лицу по договору найма (аренды), лизинга, проката или на ином основании в соответствии с законом или договором, эта статья не содержит.

Поэтому ее необходимо уточнить. Но легче же перекинуть ответственность на собственника.

Так же, следует иметь в виду, что юридические лица тоже будут привлекаться к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме.

Это прямо противоречит решению Конституционного Суда Украины от 22.10.2010 года по делу № 1-34/2010 об официальном толковании  положений части первой статьи 14-1   Кодекса Украины об административных правонарушениях  (дело об административной ответственности   в сфере обеспечения безопасности дорожного движения).

В соответствии с этим решением,  Конституционный Суд считает, что «субъектом, который подлежит административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, может быть только физическое лицо«.

И действительно, трудно представить, что за рулем автомобиля «сидит» юридическое лицо и совершает правонарушения.

Таким образом, вводится ответственность без вины и вообще ответственность без совершения каких-либо правонарушений. Просто в силу того, что ты собственник автомобиля. Получается как в басне Крылова – «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Процедура рассмотрения таких дел так же имеет ряд особенностей:

  1. Протокол не составляется.
  2. Постановление о наложении административного взыскания за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме выноситься без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
  3. При этом, постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения об адресе веб-сайта в сети Интернет, на котором лицо может ознакомиться с изображением или видеозаписью транспортного средства в момент совершения административного правонарушения, идентификатор для доступа к указанной информации и порядок освобождения от административной ответственности.
  4. Постановление направляется физическому или юридическому лицу, за которым зарегистрировано транспортное средство, в течение трех дней со дня вынесения (составления) заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации (проживания) физического лица (местонахождение юридического лица). Днем получения постановления является дата, указанная в почтовом уведомлении о вручении ее лицу, за которым зарегистрировано транспортное средство, или совершеннолетнему члену семьи такого лица. В случае если лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, отказывается от получения постановления, днем ​​получения постановления является день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе в ее получении.

Исполнение постановлений.

Заплатил сразу – половину сэкономил!

Так, в случае уплаты физическим или юридическим лицом пятидесяти процентов размера штрафа в течение пяти банковских дней со дня вручения постановления о наложении административного взыскания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, такое постановление считается исполненным.

А вот в случае неуплаты штрафа физическим или юридическим лицом в течение тридцати дней со дня вручения постановления о наложении административного взыскания начисляется пеня в двойном размере штрафа.

В случае неуплаты штрафа и пени в течение тридцати дней со дня возникновения оснований для ее взыскания соответствующее постановление о наложении административного взыскания подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения не освобождает от уплаты пени.

Бесспорно. Автоматическая фиксация правонарушений это опыт стран Европы и довольно таки успешный. Но вот идея может быть хорошая, а вот реализация опять подкачала.

Второе. Введена система балов, за некоторые виды правонарушений.

Штрафные баллы является взысканием, налагаемым на граждан за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме.

Каждому гражданину, который имеет право управления транспортным средством, ежегодно с начала года (со дня получения права управления транспортным средством) и до конца года начисляется 150 баллов.

На данный момент баллы начисляются за правонарушения, предусмотренные ч.1 ,2 ст.122 Кодекса Украины об административных правонарушениях, т.е. за:

— превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств более чем на двадцать километров в час;

— нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог;

— правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, не предоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах;

— нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам;
— нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования;

— проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;

— нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части;

— нарушение правил движения по автомагистралям;

— пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов;

— пользование водителем во время движения транспортного средства средствами связи, не оборудованных техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими неотложного служебного задания);

— нарушение правил учебной езды.

За одно нарушение, предусмотренное ч. 1, 2 ст. 122 КУпАП, зафиксированное в автоматическом режиме, будет насчитываться 50 баллов.

То есть на протяжении года можно нарушить эти правила дорожного движения трижды.

Третье. Унифицирован подход к мерам административных взысканий за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

То есть, убрана градация мер административных взысканий (нижняя и верхняя планка) и за определенный вид правонарушения назначается конкретный штраф.

Например, если ранее за ДТП «железо в железо», то есть по ст. 124 КУпАП был штраф от 20 до 25 НМДГ. То теперь, штраф будет в размере 20 НМДГ.

Штрафы, за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, тоже приведены к одному знаменателю и снижены до нижней планки.

Вероятно, это сделано, чтобы хоть как-то обойти Решение Конституционного Суда Украины от 22.10.2010 года по делу № 1-34/2010  об официальном толковании  положений части первой статьи 14-1   Кодекса Украины об административных правонарушениях  (дело об административной ответственности    в сфере обеспечения безопасности дорожного движения), которым было признано неконституционным порядок рассмотрения дел об административных правонарушений без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Поскольку мера ответственности имеет индивидуальный характер и должна учитывать личность привлекаемого к ответственности, обстоятельства совершения правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие вину, что естественно невозможно без непосредственного участия правонарушителя.

Поэтому, дабы не «гневить» Конституционный Суд и введены единые, унифицированные для всех размеры штрафов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *